Когда ребенок впервые произносит «ма-ма», для родителей это всегда радостный и трогательный момент. Однако развитие речи малыша начинается гораздо раньше: уже со второго месяца жизни ребенок тренирует свой речевой аппарат, издавая все более сложные звуки, которые называют предречевыми голосовыми реакциями.
Существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций:
«гуление» (а-а, б-ы и т.п., преобладают гласные звуки) – в 1,5-3 месяца;
«свирель» (агы-лы и т.п.) – в 4-6 месяцев;
«лепет» (да-да, ба-ба и т.п.) – в 7-8 месяцев;
«модулированный лепет» (повторение слогов с различными интонациями) – в 9-10 месяцев.
Для малыша очень важна ваша позитивная эмоциональная реакция — радость и одобрение в ответ на его лепет.
Итак, если малыш активно упражнялся в освоении речевых навыков, то к концу первого года жизни он будет:
— знать свое имя;
— говорить «мама», «папа» и еще около десятка слов (конечно, не так четко, как взрослый);
— понимать слово «нет», несложные просьбы;
— подражать голосам животных и звукам разных предметов.
От 1 года до 3 лет
Успехи речевого развития ребенка в этот период можно разделить примерно на следующие этапы:
1) 1-1,5 года (использование в речи слов: ма-ма, дя-дя т. п., звукоподражательные слова: му-му (корова) и т. д., характерно употребление существительных в именительном падеже и единственном числе);
2) 1,5-2 года (первые фразы («мама, дай»), использование повелительного наклонения глаголов («иди, иди!» и т.п.) и множественного числа, словарь доходит до 300 слов);
3) 2-3 года (появление в речи падежей и времен глаголов, многословных фраз, придаточных предложений, союзов и местоимений).
В первые годы жизни развитие речи непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации, поэтому уделяйте больше времени играм с ребенком, комментируя свои и его действия, сравнивая предметы по цвету, форме, размеру.
Если речь малыша развивается нормально, то к трем годам он умеет следующее:
пользуется предложениями из двух — трех слов;
проговаривает слоги, слова при чтении;
высказывает свои мысли и впечатления, часто задает вопросы;
имеет словарный запас 1000-1500 слов;
понимает значение простых предлогов и множественного числа;
знает время суток, может назвать 2-3 цвета.
От 4 до 6 лет
На 4-м году жизни начинается заключительная фаза развития языка, в течение которой ребенок совершенствует свои речевые навыки, обогащая язык, усваивая новые понятия, оттачивая произношение звуков.
Если к пяти годам у ребенка сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, перестановки слогов и т. п., следует обратиться к логопеду.
В это же время между ребенком и взрослым появляется внеситуативное общение, предметом которого могут быть явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас (луна, устройство ракет и т.д.). Однако чем ближе ребенок к школьному возрасту, тем чаще его интересуют происходящие в повседневной жизни события, отношения между людьми, качества характера (почему один добрый, а другой злой и т.д.).
Если личные высказывания ребенка 5-6 лет касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, а интересы ограничиваются предметными действиями и играми, можно говорить о задержке в развитии его речевого общения со взрослым.
К шести годам ребенок может «похвастаться» следующими успехами в речевом развитии:
правильное произношение звуков родного языка;
словарный запас около 4000 слов;
умение рассказать о прошедших событиях, книге;
употребление всех частей речи, абстрактных понятий;
умение рисовать, обводить по контуру, ориентироваться в пространстве и на листке бумаги.
Напоследок хочется подчеркнуть, что в течение всего периода формирования речевых навыков дети нуждаются в участии взрослого. Чаще общайтесь с ребенком, читайте ему хорошие детские книги, поощряйте его желание делиться с вами впечатлениями и чувствами.